Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
«Мой центр»: прогулка с заместителем директора ГПНТБ
26 марта 2020
4 829
Обсудить
«Мой центр»: прогулка с заместителем директора ГПНТБ
Вкусы детства, десятки профессий, а еще кино, книги, картины и джаз как кусочки полотна жизни Антона Веселова

Антон Веселов — один из самых известных людей города. Будь то сфера бизнеса, массмедиа или общественной деятельности, особенно культуры и искусства — Веселова знают и ценят везде за его креативность, острый ум и умение формулировать самые сложные вещи простыми и красивыми словами. Много лет он был журналистом, а ныне — заместитель директора ГПНТБ СО РАН по связям с общественностью. Вместе с Антоном мы прогулялись от его работы до дома. За это время наш герой в свойственной ему изящной манере рассказал, как жилось раньше и как живется сегодня в его любимом центре Новосибирска.

Прошлые жизни

«Хоромы за Оперным и ванна с коровой». История семьи. Мой дед Александр Степанович, носитель фамилии, работал в Совнархозе большим начальником. У него была служебная машина, армейский военный джип, и квартира на целый второй этаж ныне снесенного дома за Оперным театром, на улице Соревнования, 35.

Там у него был кабинет и настоящая печка, одна большая и одна комнатная собачка, кладовая, в которой висели, покачиваясь, колбасы

Жили в этом доме не только кровные родственники. Няня моего отца — дальняя родственница — тоже обитала в этой квартире. В конце 1940-х лучшего друга деда посадили за растрату. Его жена, никогда не обладавшая какой-либо профессией и полностью зависящая от мужа, также фактически стала частью семьи Веселовых.

Моя мама, в девичестве Чиркина, жила на улице Потанинской — в самом центре города: по соседству Оперный театр, Госбанк, водокачка, голубятни. Ее семья держала собаку и корову. От этих хозяйственных феодальных привычек пришлось избавляться, когда в 1950-е годы они переехали в новую квартиру на улице Серебренниковской. Ее дали маминому отчиму Ивану Артемьевичу Телятникову. В 1990-х годах мне тоже довелось в ней пожить — я застал там высоченные потолки и ванну, в которую могла бы поместиться та самая корова с Потанинской.

«Амброзия на розлив, ужас в ТЮЗе и потоп в погребе». Детство. Я 10 лет прожил в Октябрьском, 15 — в Ленинском и пока только 20 — в Центральном районе. Но уверен, что никогда не покидал центр. Для меня это и есть Новосибирск. Когда построили метро, я, будучи 10-летним ребенком и живя в Ленинском районе, каждый день стал гонять на подземке в «Колос» за хлебом. Что-то было общее в этих четырех продуктовых: «Колос», «Универсам», «Сотый» и «Под строкой». Про последний магазин, точнее, его здание, я еще расскажу подробнее — это место играет большую роль в моей нынешней жизни.

Я отвечал в семье за снабжение и лет с десяти регулярно мониторил цены, узнавал секреты плановой экономики. Иногда мне действительно удавалось предугадать, где что «выбросят». Кроме того, я регулярно дегустировал соки на разлив. Мне нравился ткемалевый — 16 копеек за стакан.

В ныне почившем магазине «Под строкой» стояли модные на то время пластиковые «аквариумы» с перемешивателями. Там сок казался самым вкусным

Во всех остальных магазинах доживали век стандартные стеклянные конусные колбы с вентилем. Только в кафетерии «Колос» я изменял своим привычкам — выбирал какао, потому как меня пленило местное песочное кольцо.

В детстве я очень любил ТЮЗ — он тогда находился в Доме Ленина. Помню свой малышковый ужас, когда восходящая звезда театра Виктор Буланкин появился на сцене в роли Лешего

Меня так испугала эта тощая фигура в обносках, что я на весь зал закричал: «Мама, я хочу домой!» Много лет спустя я спросил Виктора Ивановича о том, почему ему так мощно удавались роли всякой нечисти. Он ответил, процитировав одного критика: «Я был Гамлетом. Гамлетом животного мира».

Границу Центрального и Октябрьского районов пронзали гаражи, среди которых был и наш. Помню, однажды мы с папой попали в потоп — дождь лил такой, что центр затопило, по Орджоникидзе шла волна. Харчи в нашем подвале тоже намокли, и мы вытаскивали картошку на просушку в гаражный бокс. Белоснежные «Жигули» все это время (впервые в своей истории так долго) стояли на улице, что всех держало в постоянном тонусе. Ирония судьбы — прошли годы, у меня теперь нет ни машины, ни гаража, и я не вижу ценности ни в картошке, ни в «Жигулях».

«Редкие книги, барабаны в заложниках и дорогой винил». Отрочество. Несравнимо значимее магазинов в сердце города для меня был Центральный дом книги, который размещался в здании Облпотребсоюза. Когда я написал пробное выпускное сочинение, один профессор из Пединститута назвал меня «Молодым Борхесом». Я терялся в догадках — Хорхе Луиса я тогда не читал и даже не слышал о нем.

А когда в 1990-х годах издания классика посыпались золотым песком, то я купил первую книгу Борхеса как раз в ЦДК

В «Дзержинке» (ДК Дзержинского) у нас была репетиционная «точка». В ней хранились барабаны нашего драммера. В нашей рок-группе я писал песни, обычно пел и играл на клавишах. Но в подвале ДК не было пианино, поэтому я бряцал на гитаре.

Там все едва играли. Мы вообще находились в таком благостном ожидании успеха, что больше обсуждали, как вот-вот жахнем, чем, собственно, упражнялись

Потом у владельцев точки пропала какая-то примочка, и одновременно группу попросили на выход, а барабаны задержали «в залог». Мы некоторое время пытались найти мерзавца-расхитителя, но потом так увлеклись личной жизнью, что стало не до рок-н-ролла.

Магазины в центре города с яствами, которые важны были для меня в детстве, поменялись, как и мои интересы, на другие. Когда я повзрослел, в центре для меня существовало лишь два магазина: «Мелодия» и «Аккорд». Возле последнего выстраивались торгаши «фирмой». Я много лет ходил мимо, облизываясь. А потом взял и купил себе дорогущий пласт Mingus in Europe Volume I. Винил попался «обтесанный», но я до сих пор очень этой пластинкой доволен.

«Музыка с глинтвейном и кино с сигаретами». Юность. В 18 лет я почти каждый вечер приходил в музыкальное училище.

Документов у меня не спрашивали — во-первых, охрана давно ко мне привыкла, а во-вторых, я часто носил с собой бас в кофре и меня принимали за своего

Я тогда подумывал бросить НЭТИ, где учился на инженера, и поступить в музучилище. Мы с друзьями — настоящими музыкантами — занимались на четвертом этаже.

Я был фанатом группы «Новая ассоциация блюза» и дружил с лидером, Михаилом Мишурисом. У них была точка в Союзе композиторов. Однажды я принес туда два тетрапака молодежного крепленого «Полянка». Миша со свойственной ему экзальтацией счастливо проанонсировал глинтвейн, «для которого все есть». И выудил из своего чая четвертинку лимона. Глинтвейн сварили — и правда, вышло вкусно.

В кинозал на Каинской я ходил как на работу. Однажды насильно приволок туда всех друзей на Вендерса. Друзья не оценили

Я же гнул свою линию, представляя себя синефилом — ходил на встречи киноклуба Андрея Малова в музыкальном училище. Там мы посмотрели всего Бунюэля и Бергмана. Я искренне надеялся все сказанное мэтром запомнить и понять.

В Новосибирске тогда наступил расцвет клубного движения, так что я посещал и другие сборища. А когда мне подарили первый видик — организовал собственный клуб дома. Супруге, правда, не нравилось, что какие-то странного вида интеллектуалы вечно пасутся у нас в однокомнатной квартире и часто остаются на ночь. К тому же непрерывно курят. Еще ее беспокоила моя печень, поэтому клуб пришлось закрыть.

Россыпь профессий

«Факел под окном». Инженер. В предыдущей жизни я был инженером-радиотехником в НИИ Измерительных приборов. Кстати, именно в нем работал и наш нынешний мэр Анатолий Евгеньевич Локоть. А еще так совпало, что мы с ним окончили одну школу.

Путь из дома на службу занимал у меня несколько минут. Достаточно было лишь перейти через Октябрьскую магистраль — НИИ располагается напротив Сквера героев революции. В моем кабинете осциллограф теснил вольтметр, благоухал ароматами паяльник, блестел пинцет, постоянно курсировали новые варианты схем, поэтому приходилось паять навесным монтажом.

На службе не прощались опоздания: в восемь утра я должен был быть на проходной и менять один пропуск на другой — он по транспортеру сам плыл мне в руки. Затем я, фактически, оказывался взаперти ровно до 17:15.

До финального звонка время тянулось бесконечно. И тогда я вглядывался в руку с факелом, вырывающимся из-под земли прямо у моего окна

В такие часы я трактовал этот пантеон — да простит меня автор, художник Василий Николаевич Сибиряков, — по-своему. Для меня он становился символом грядущей свободы.

«Обладатель золотого пера». Журналист. В 1996 году я завершил свою карьеру инженера. Оглядываюсь сейчас назад, и кажется, прошло уже столько времени — как будто это было с кем-то другим, а не со мной. После этого моя профессиональная деятельность так или иначе была связана со словом — письменным и устным. Был я и журналистом, и редактором, и креативным директором, и продюсером, и ведущим новостей, и даже писал корпоративные книги. На заре моей журналистской карьеры я работал в газете «Честное слово» и писал о джазе.

В Дом политпросвещения, где тогда базировалась филармония, кажется, приходил чаще, чем в редакцию. Сегодня на его месте построили зал имени А.М. Каца

Я подолгу сидел на репетициях, общался с музыкантами и организаторами концертов. Бывало, заходил в кабинет директора, Владимира Миллера, на чарку водки «Честное слово» с его лицом на этикетке. 

Помню, как Арнольд Михайлович Кац любил подтрунивать над молодежью. Однажды я зашел в зал, когда репетиция симфонического уже началась. Он демонстративно остановил оркестр, выдержал уместную паузу и молвил: «Золотые смычки смолкли — вошел обладатель золотого пера». С тех пор я стал внимание относиться к деталям и стараюсь не мешать артистам своими праздными перемещениями.

С 2010 по позапрошлый год я работал на ВГТРК, занимал должности ведущего и продюсера программ на телеканале «Россия-24». Как мне кажется, за это время я прошел все возможные стадии и формы телевизионной журналистики

Этот опыт дал мне возможность еще больше расширить круги знакомств как в среде культуры и искусства, так и в других сферах жизни: бизнесе, политике, спорте.

«Какая профессия у Антона Веселова?» Художник и музыкант. Когда меня спрашивают о профессии, я всегда вспоминаю газету филармонии, в которой когда-то стал героем кроссворда. Обо мне зрителей спрашивали так: «Какая профессия у Антона Веселова?» На тот момент я работал журналистом, но так часто проводил время в филармонии или на джаз-концертах, книжных ярмарках или галереях, фотовыставках или кинопоказах, что везде был, что называется, своим.

В компании А. Назимко, экс-директора филармонии, и ее художественного руководителя В. Калужского

Представители и музыкальных, и художественных кругов последние лет десять шутят над тем, как много времени я провел вместе с ними и что мне уже хотя бы за выслугу лет положено членство в их профессиональных союзах. Причем общался я с ними как неформально, так и посещая вполне рабочие собрания.

Поэтому я считаю себя в своеобразных формах и немного музыкантом, и чуть-чуть художником. К последнему я непосредственно прикоснулся через жену, Анну Галееву, вместе мы занимаемся шелкографией.

Сегодня, завтра и всегда

«Самопровозглашенная галерея». ГПНТБ. Один знакомый уверял меня, что развитие человека можно выразить буквально в метрах — между точкой старта и местом его нынешнего воцарения. По его методике я едва сдвинулся в личностной эволюции: родился на улице Коммунистической, ныне обитаю на улице Октябрьской.

Кроме того, тружусь я также в пешей доступности от центра города — в так называемом «новом центре»: последние три года я работаю в ГПНТБ.

Это место было знаковым для меня и раньше: в бытность студентом я очень часто засиживался здесь, так как ГПНТБ до эры интернета было единственным местом для поиска знаний, особенно узкоспециализированных

Сегодня в мои обязанности на должности заместителя директора ГПНТБ СО РАН по связям с общественностью входит организация массового посещения библиотеки. Это и увеличение числа читающих, и координация деловых визитов, в том числе, власти. В целом, моя должность создана, чтобы оправдать в названии ГПНТБ букву «П»: я отвечаю как раз за публичность. На данный момент я в декрете: работаю на полставки, а остальное время посвящаю недавно родившемуся четвертому ребенку.

Что же до моего кабинета в ГПНТБ, то здесь по большей части базируется моя «самопровозглашенная картинная галерея».

Я давно коллекционирую полотна, и мое рабочее место оказалось единственным подходящим для них пространством. Несмотря на масштабы кабинета, они и здесь помещаются не все, поэтому я устраиваю сменные экспозиции

Среди картин есть мои портреты, которых в кабинете сейчас осталось два. Это, в основном, работы местных живописцев, а также моей старшей дочери и супруги — они тоже художницы. Мое увлечение живописью началось спонтанно, когда в конце 1980-х я познакомился и стал дружить с разными художниками. Многие полотна ныне уже утеряны, но все картины, которые я приобретал или получал в дар, находили свое место в моей душе.

«Город живет». Инфраструктура в центре Новосибирска. В начале своего повествования я упомянул про магазин «Под строкой», куда любил ездить за соками в детстве. Сегодня круг замкнулся: я живу в этом здании, а точнее, в одной из позднейших пристроек к этому легендарному дому.

Двор здесь узкий, и в нем отсутствуют парковки, детские площадки и вся минимальная инфраструктура, которая сегодня обязательна для любых новостроек. Поэтому погулять в центре с ребенком в коляске вариантов почти нет

Первомайский сквер небольшой и многолюдный, в Центральном парке шумно, а до Михайловской набережной далеко. Остается сквер Героев революции возле Дома Ленина: он тихий и почти всегда пустой. Только это же кладбище. Хотя в нашем городе везде есть какие-то захоронения.

Раньше я часто передвигался по Новосибирску на машине. Хотя и ногами я его обошел, в буквальном смысле, весь — могу проводить экскурсии. Уже полгода у меня нет автомобиля, поэтому путь между домом и работой я преодолеваю пешком, приблизительно за 15 минут. Здесь за каждым зданием эхом отзывается не просто моя история, встроенная в общую летопись Новосибирска. Это целый калейдоскоп, альманах историй, связанных с каждым из домов.

Вариантов преодолеть путь между домом и работой у меня три, и в каждом встречаются важнейшие пункты, с которыми меня многое связывает. По улице Кирова — это бывший «Дом Пионеров», по улице Сибревкома — Филармония, а через «Ауру» — Музыкальное училище.

Одним словом: какой дорогой ни пойди от ГПНТБ, каждая обязательно приведет тебя домой. Отсюда все дороги ведут в центр

Что касается продуктов, то раньше центр был специфическим районом, особенно вечером: помимо четырех магазинов, в радиусе пары километров еды купить было негде. Но сейчас здесь появились и мини-маркеты, и круглосуточная «Лента».

Вот только для меня этот вопрос становится все менее актуальным и моего задора хватает лишь на обязательные покупки. А почти весь наш семейный рацион складывается вокруг молока. Молоко — это каши, кофе, блины. Молоко — это жизнь. Иногда мы с детьми можем сходить в конкретные места, где нам вкусно: с сыном — за молочными коктейлями в MooCrew, со средней дочерью — за буузами в «Хан Буз».

«Это все мое, родное». Планы на будущее. Я хорошо помню, как к Новосибирску относились раньше, когда я был значительно моложе: все в городе были объединены идеей ожидания. В первую очередь это было связано со строительством новых станций метро. Многие улицы, в том числе часть Красного проспекта и Гоголя, были перекрыты десятилетиями. Тогда горожане с придыханием ждали, когда же наступит тот город будущего с новыми метро, домами, транспортными развязками.

Сегодня можно сказать, что мы дождались: метро работает, дома строятся, новые шоссе тоже прокладывают. Чего мне не хватает, так это качества реализации всего вышеперечисленного. А еще не хватает бережного отношения к истории нашего города. Исчезает старый, деревянный центр, сносят дома конструктивизма, которые могли бы еще долго служить даже по своему прямому назначению, а не в качестве памятников архитектуры. И это печально.

Что касается моих планов на дальнейшую жизнь — переезжать я не собираюсь, а все мои мысли связаны с детьми: помочь трем уже относительно взрослым найти себя в этой новой жизни

А план № 1 — воспитать самую младшую дочь, которой сейчас только полгода. Я не настаиваю на том, чтобы мои дети обязательно жили здесь. Но понимаю, какие аргументы я могу им привести, чтобы они и в Новосибирске увидели для себя перспективы. Потому что наш город мне нравится, особенно его центр. Точнее, центр и есть для меня Новосибирск.

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
Виталий ЭйгерисАнтон Митько
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Статусы земельных участков: правовой гид
Некоторые ограничения, которые могут быть связаны с использованием участка для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ):Строительство жилого дома. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемом КФХ, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трёх, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка. При этом такой дом может быть предназначен для проживания только членов КФХ.Образование земельного участка. Образование земельного участка из земельного участка, на котором расположен жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.Определение муниципальных образований. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых КФХ.
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости